В.Б. Левенштам

      Первый раз я увидел Игоря Борисовича, когда заканчивал школу и пришел в университет, на Энгельса, 105, убедиться, что меня за некоторые успехи в олимпиаде освобождают от вступительного экзамена по математике. Значительное внимание мне уделил в тот день Ефим Львович Литвер. Мы разговаривали с ним в какой-то аудитории, а затем продолжили, спускаясь с 3-его этажа по лестнице. На этом пути встретились с невысоким худеньким молодым человеком, который быстро (по-моему, прыжками) поднимался вверх по лестнице. Парень (он не выглядел даже на свои 32 года) остановился и очень вежливо поздоровался. Я не придал бы этому никакого значения, но Ефим Львович спросил : "Знаете кто этот парень?" и сам ответил: "Доктор наук Симоненко, который до университета окончил техникум и уже проработал мастером".        На первом курсе кумиром нашей группы (наверно, и всего курса) был Михаил Григорьевич Хапланов, который читал матанализ. В начале 2-ого курса мы с Ю.С.Барковским подошли к нему и попросили специализироваться под его руководством. Хапланов немного подумал и ответил: "С вами еще нужно много возиться, чтобы довести до ума, а я уже стар, не уверен, что успею, поэтому распределим вас к молодым моим сотрудникам: В.И. Юдовичу и Симоненко И.Б. (Для полноты изложения скажу , что сам Михаил Григорьевич тем не менее взял в ученицы одну нашу очень симпатичную и умненькую студентку и с успехом довел ее до получения ученой степени. Она, в отличие от нас с Юрой, живет теперь в Новой Зеландии). Игорь Борисович по рекомендации М.Г. Хапланова взял меня без малейших оговорок и дал задачу, связанную с асимптотикой решения одного обыкновенного дифференциального уравнения и с теоремой о неявных функциях. При этом он еще настоятельно порекомендовал посещать семинар В.И. Юдовича.
       Из учебных курсов И.Б. Симоненко мне довелось слушать только его спецкурс по топологии. Очень понравилась манера изложения: Игорь Борисович произносил предложения как бы дважды: один раз — разъясняя, а второй раз еще и для записи.
      Исключительные воспоминания остались от общения с И.Б. в аспирантуре. Консультации проходили у него дома. Семья Симоненко получила к тому времени квартиру на Западном в районе известной аллеи роз. Эта аллея была только что засажена, и прекрасные розы благоухали прелестным цветом и запахом. Я выходил на консультацию из общежития (двойки) за час до назначенного времени и полчаса сидел на лавочке на аллее. Игорь Борисович всегда встречал радушно, и мы начинали работать. Помню я выходил от него , как правило, не понимая до конца сделанных им указаний, но по дороге до общежития все (или многое) становилось на свои места, и можно было продолжать работу.
      У Игоря Борисовича было хорошее чувство юмора. Как-то на конференции в Москве мне нужно было что-то выяснить у одного академика. Я не мог придумать как к тому подойти, но знал, что этот академик хорошо знаком и очень ценит И.Б.Симоненко. Я подошел со словами-паролем: "Вам привет от Игоря Борисовича", и разговор получился отменный. Приехав в Ростов, я обо всем рассказал И.Б., на что тот ответил: "Сегодня же напишу письмо академику, что привета ему не передавал". Года три назад я напомнил эту историю Игорю Борисовичу, чтобы подчеркнуть, как он остроумен, но И.Б. сказал, что не помнит этого. Однако память у него была отменная. Наверно, слишком много было у него подобных историй с учениками. 

 

Яндекс.Метрика