Б.Я. Штейнберг «Задача на третьем курсе»

        Сейчас я понимаю, что придумать сильному студенту тему для курсовой работы, которая впоследствии могла бы стать статьей или диссертацией – не так просто. Но, когда я был увлеченным студентом, на эту проблему смотрел с другой стороны. 
Быстро решив тренировочную задачу ИБ о построении на плоскости кривой с ненулевой площадью, я старался на переменках попадаться ИБ на глаза, намекая своим видом на потребность в следующей задаче.
…Следующая задача звучала так: найти алгоритм решения системы линейных уравнений, более быстрый по количеству операций, чем алгоритм Гаусса, или доказать, что метод Гаусса оптимален.  
        Даже не понятно было, как к этой задаче подступиться. О сложности алгоритмов я ничего не слышал, эта теория в те времена только зарождалась. Я распределился к другому научному руководителю и решал другие задачи. А эта задача перешла к Сергею Эдельштейну, который учился на курс моложе. И он тоже не знал, как к этой задаче подступиться. 
        Однажды, втроем: Сергей Эдельштейн, его однокурсник Валера Райчев и я – мы были в большом центральном книжном магазине. Мы с Сергеем пошли в отдел математики, а Валера был прикладником и пошел в отдел программирования. Он взял с витрины новинок сборник переводных статей, раскрыл его на случайной странице – и закричал нам: «Сережа, это же твоя задача!». Сборник был раскрыт на странице со статьёй Шёнхаге и Штрассена «Метод Гаусса не оптимален».  
        Штрассен стал членом Президиума Международного конгресса математиков. А я ощутил, что мне могут быть доверены большие задачи.  
 Интересно, как ИБ пришел к такой задаче. Нам казалось, что его интересы в тот период были в ПДО (теории псевдодифференциальных операторов) и в алгебраической топологии.
 

Яндекс.Метрика